Skip to content

Цифровые права

26/02/2010

Продолжая тему пиратства, хотелось бы написать об управлении правами. Набившая всем оскомину аббревиатура DRM —, имхо, скрывает за собой на самом деле отличную идею — идею централизованного управления правами на контент.

Лично я для себя идеальную DRM-систему вижу примерно похожей на нынешний Steam. Централизованный сервер, на котором учитывается всё что я покупаю или беру в пользование в сети. То есть захожу в приложение, а там отдельно — игры, отдельно — музыка, отдельно — фильмы. Причём всем этим можно пользоваться с любого компьютера, на котором я введу свои логин и пароль. Купить цифровой контент можно прямо там же. Кроме того, можно купить подписки: хочу я, например, получать новые серии Лоста по мере их выхода, подписываюсь на Лост, и периодически получаю новый контент — как в RSS-читалке. Причём сами файлы необязательно скачиваются сразу, их можно скачать по мере необходимости.

Само хранение и распространение контента — вопрос конечно важный, но имхо второстепенный. Я даже сейчас могу скачать из Steam или Battle.net неслабых размеров игру. Основная мысль — это централизованное управление всеми доступными мне цифровыми asset’ами плюс удобное приобретение. Steam’у, как я уже писал, вполне достаточно современных интернет-каналов для работы. Причём сеть распространения может быть отделена от системы управления правами, и даже быть распределённой. Получится эдакий антипод современных p2p-варезников: на сервере не хранятся файлы, только ссылки и записи о правах. Сидерами вполне могут выступать компании-издатели, плюс пользователи смогут скачивать контент со сварма.

Кстати, помимо полных прав такая система может предоставлять некоторое подобие «аренды» контента — нечто среднее между нынешним Steam и Video On Demand. Для фильмов, книг и музыки это может быть не очень актуально, но аренда игр — имхо вполне жизнеспособная идея.

В общем, я думаю, рано или поздно такая централизованная система всё таки появится. Пока что лучшие примеры для меня — это конечно Steam, Ozon (там тоже есть система цифрового контента) и iMobilco. Это то чем я сам пользовался. Кстати, не знаю ни одного нормального русского сервиса Video On Demand — ну кроме iMobilco, но там очень уж маленький ассортимент.

P.S. Windows 7 забрал, но ставить сегодня уже некогда. Наверное до выходных пролежит.
P.P.S. Заглянул на Аймобилку — ассортимент растёт. Это радует.

From → Заметки

Добавить комментарий

Добавить комментарий

